Финансист Елена Левина сменила много мест работы,
прежде чем обнаружила: идея для своего дела всегда была рядом. Как ей
удалось создать успешную компанию по чистке труб и теплового
оборудования?
Эффектная блондинка ловко извлекает из сумочки
кусок чугунной трубы: с одной стороны виден сантиметровый слой накипи
внутри, с другой — абсолютно чистая поверхность. Так генеральный
директор ООО «Наносерв» Елена Левина демонстрирует работу компании.
«Наносерв» чистит системы отопления зданий, трубопроводы, выпарные
установки и промышленные котлы от солей и накипи специальным
биореагентом. Сложно? Елене, финансисту по образованию, поначалу
казалось нереальным разобраться в этом. Зато теперь она говорит на одном
языке и с микробиологом в лаборатории, и со слесарем в котельной.
Технологичный бизнес принес в 2013 году 3 млн рублей выручки и 1 млн
рублей прибыли. Пакет контрактов на 2014 год — на 200 млн рублей. Среди
заказчиков есть сахарные заводы, теплогенерирующие предприятия «Лукойла»
и «Роснефти».
Елена Левина, выпускница Краснодарского колледжа электронного
приборостроения и Московской академии информатики, начинала карьеру
главным бухгалтером в ЧОПе. Уже через год возглавила краснодарский
филиал питерской компании «Телеко» — оптового продавца мобильных
телефонов. Когда в Южном федеральном округе открывались супермаркеты
«Перекресток», компьютерные магазины «Полярис», торговые центры
«Медиаплаза» и «Галактика», Левину приглашали руководить коммерческими
отделами. К каждой работе Елена относилась как к проекту: после того как
все налаживалось, бралась за следующий. А осенью 2011 года решила, что
хочет заняться собственным бизнесом.
«Я девочка, чего хочу, не знаю», — иронично описывает Левина свое
состояние накануне ухода из маркетингового агентства PRM group, где
работала финансовым директором. Обсуждая варианты будущего с друзьями,
она обнаружила, что идея для бизнеса все время была рядом. Виктор
Богомолов, отец ее подруги, занимался чисткой теплового оборудования по
технологии «БиЗ-1», разработанной микробиологом Виктором Звенигородским в
конце 1980-х. Нетоксичный раствор на основе молочной кислоты позволяет
полностью очищать внутренние поверхности труб и котлов, причем стоит
процедура дешевле традиционных способов чистки.
Однако за 20 лет фирма «Теплосервис» Богомолова и Звенигородского
выполнила чуть более 150 заказов. С кратким описанием технологии на
листе формата А4 Елена пошла к знакомому специалисту по ЖКХ из городской
администрации. Тот вынес вердикт: рынок не сформирован, потребность в
продукте большая.
«Я вначале переживала: есть крутые изобретатели, а я
ничего не создала, — вспоминает предпринимательница. — А потом один
человек сказал мне: изобретателей много, но далеко не каждый сможет
продать то, что придумал».
Несколько месяцев она обдумывала стратегию бизнеса и ценовую
политику, присматривалась к потенциальным клиентам. Поскольку
заработков еще не было, но расходы уже пошли, Левина параллельно давала
финансовые консультации, а гонорары вкладывала в свой проект. В марте
2012 года она зарегистрировала ООО «Наносерв», где стала гендиректором и
владелицей 51% долей. Владельцы патента предоставили ей эксклюзивное
право пользования технологией. Семья Богомоловых получила 49% долей в
«Наносерве», Виктор Богомолов стал начальником отдела производства.
Предстояло договариваться с заказчиками. Елена определила три
сегмента рынка: все, что производит тепло (котельные, ТЭЦ) и потребляет
тепло — бытовые сети и промышленные предприятия. Как рассказывает Денис
Назаров, исполнительный директор НОСО (Национального объединения
саморегулируемых организаций, управляющих недвижимостью), на рынок
чистки отопительных систем и водонагревательного оборудования выходит
много мелких компаний. «Но продвинуться здесь очень сложно: люди
общаются с десятками, сотнями заказчиков, которые делают выбор зачастую
на основании интуиции, ведь стандартов чистки нет», — замечает он.
Нелегко приходится даже опытным игрокам. В конце 2010 года бывший
гендиректор энергетического «КЭС-холдинга» Михаил Слободин (ныне
президент «Вымпелкома») создал компанию Savant. Она предлагает промывку
реагентом на основе органического вещества хитозана. По словам
Слободина, в проект вложено $2 млн, выход на прибыль ожидается не раньше
чем через три года. «Спрос в жилой сфере непростой из-за отсутствия
мотивации у управляющих компаний», — поясняет он.
Пробный выезд «Наносерва» на первый объект — краснодарскую
котельную — состоялся весной 2012 года. Левина предложила ее владельцу
бесплатную очистку.
Результат шокировал не только клиента, но и саму
Елену: «Я ввязалась в дело, и тут увидела этот котел, над которым
«солнышком» брызгает наш раствор».
Чистка не удалась. На руках у Левиной был уже заказ за деньги, и она
спешно взялась за отладку процесса и самообразование (консультировалась
даже с подругой-микробиологом). Вместе с инженерами «Наносерва» к
клиенту выехали разработчики «БиЗ-1». Заказ исполнили успешно: реагент
из цистерны был закачан в котельное оборудование и циркулировал там
несколько дней.
В «Наносерве» решили не злоупотреблять лозунгом «у нас
супертехнология!» — конкуренты декларируют то же самое. Компания стала
предлагать комплексную услугу: очистку и повышение эффективности
оборудования до паспортных показателей. И заполучила маленький госзаказ —
договорилась о восстановлении системы отопления в одной из школ
Краснодара. «Работа стоила нам меньше 100 000 рублей, тогда как
планировавшаяся замена всей системы обошлась бы раз в пять-шесть
дороже», — говорит директор школы Владимир Кузнецов. Так Елена Левина
завоевала доверие региональных чиновников — ее клиентами стали несколько
десятков образовательных учреждений Краснодарского края и соседних
областей.
Вложенные 1,5 млн рублей компания отбила уже в 2013 году. По мнению
Дениса Назарова из НОСО, «Наносерву» нужны долгосрочные договоры с
крупными клиентами, которые бы показывали на своем примере, как работает
технология. Потенциал сферы ЖКХ огромный, но рынок раздробленный:
только управляющих компаний в России 1500. Владелец Savant Михаил
Слободин подтверждает, что «в бизнес-сегменте все гораздо живее».
По словам Левиной, «Наносерв» уже подписал 20 «длинных» договоров —
в основном с промышленными структурами, а также учреждениями
Минобразования ЮФО. На следующий год у нее наполеоновские планы:
создание дилерской сети (первые дилеры уже есть — в Ростовской области,
на Ставрополье, в Красноярске) и выход на зарубежные рынки. Ведутся
переговоры с европейскими сервисными компаниями и коммунальным
ведомством Ирана, хвастается Левина. Ирония судьбы: на днях был подписан
договор с той самой котельной, на которой «Наносерв» тренировался.
Владелец говорит, что слышал много хороших отзывов.
по материалам forbes.ru
***