Поляшовский дом-терем в заброшенной деревне Погорелово Костромской области уникален своей эклектичностью - постройка со сложной объемной планировкой, перекликающаяся с лучшими образцами загородных дач в русском стиле, с невероятно богатыми интерьерами парадных комнат, в то же время совершенно практична с деревенской точки зрения - здесь все сделано по уму и все приспособлено для ведения крестьянского хозяйства.
Погорелово - забытая и заброшенная деревня в Костромской области. Когда то это было государственное (и потому богатое) село. Местные крестьяне в основном промышляли отходничеством, то есть ездили на заработки в Питер. Некоторые зарабатывали прилично и крепко становились на ноги. В одной из таких семей родился Иван Дмитриевич Поляшов, "Поляш" в местном фольклоре. Поляшов взлетел выше всех остальных Костромских отходников - венцом его карьеры был субподряд на ремонтных работах в Зимнем Дворце. Получив статус потомственного почетного гражданина, вдовец Поляшов вернулся в родную деревню, женился и в 1903ем году построил дом-терем (а кроме того стал одним из крупнейших землевладельцев Чухломского уезда, построил современную мельницу на Виге, часовню в Погорелово, новый придел в приходской церкви в Дорке итд).
Судьба дома после революции повторяет судьбы десятков усадеб Костромской области - дом был реквизирован в 1918ом году. Поляшова переселили в одну из комнат на первом этаже, а в доме разместили сельсовет и несколько крестьянских семей. Поляш умер в 1935 году, избежав раскулачивания и репрессий. Дети его переехали в Сибирь, где до сих пор должен жить правнук Поляшова.
В 1972-ом году сельсовет закрылся и выехал из Поляшовского дома. Дом бы несомненно пропал, если бы не чистая случайность. Чета московских художников-авангардистов - Анатолий Жигалов и Наталья Абалакова совершенно случайно тем же летом задумала байдарочный поход по речке Виге. Чухломской край в те времена все еще был страшной глушью, дороги только начинали строиться, добираться сюда надо было Ан-2 из Костромы. К тому же Костромская область была в разы менее популярна чем Русский Север с точки зрения байдарочных походов. Поэтому их появление в Погорелово было полной случайностью. Увидев дом, Анатолий купил его (что было непросто - как и во всех случаях покупки государственной собственности).
Анатолий Иванович Жигалов
Родился 3 декабря 1941 под Арзамасом. Окончил филологический факультет Московского Областного педагогического института им. Крупской. Поэт, художник, переводчик. Поэзией и живописью занимается с конца 1950-х гг. Поэтические самиздатские сборники регулярно выходят в 60-е - 70-е годы. С середины 1970-х печатается в русскоязычной зарубежной прессе. С 1974 г. принимает активное участие в движении художников-нонконформистов и выставляется почти на всех выставках неофициального искусства этого периода. С конца 1970-х вместе с Н. Абалаковой приступает к реализации долгосрочного концептуального Проекта "Исследования Существа Искусства применительно к Жизни и Искусству” (ТОТАРТ). В этом Проекте особое развитие получили акции, перформансы, инсталляции, различные проекты. Вместе с Абалаковой один из зачинателей параллельного кино и специфического жанра кино- и видеоперформансов. Автор различных литературных и критических текстов и текстографических проектов. Много занимается Mailart и визуальной поэзией. Один из организаторов и активных участников всех акций и событий движения АПТАРТ. Участвовал в создании МАНИ (Московского Архива Нового Искусства). Участвует в крупных выставках и художественных фестивалях в России и за рубежом. . Публикации: Поэзия: Самиздатские сборники 1961-78. Книга стихов 1958-78. "Континент” №7 1976, №17, 1978, Париж; "Время и Мы”, 1976-77, Иерусалим; "Эхо”№1, 1981, Париж; "Русская мысль”, 1977. Kulturpalast (Новая Московская поэзия и акционизм), Вупперталь, 1984; Самиздат: Журнал «37» (п/р В.Кривулина), Ленинград, 1978; «Митин журнал» №34 (п/р Д.Волчека). Москва. 1990, "Двоеточие" №3-4, 2002, Иерусалим. Совместно с Н.Абалаковой: «Двадцать один палец из жизни художника», Москва, 1999. «Тотарт:Русская рулетка», Ad Marginem, Москва, 1999. "Комментарий” №20, 2002, М. ("Четыре колонны бдительности”).
Таким чудесным образом дом был спасен от верной гибели. Погорелово, где в 1972 году жило около 40 человек, вымерло к началу 90-ых. Почти все избы в деревне сгнили и развалились, поля поросли бурьяном. Основная дорога в Погорелово - бревенчатый настил-мостовая, проложенный через глушицу, давно утонул в грязи. терем же стоит без сколько то значительных утрат, если не считать рухнувшей еще в 1973-ем году хозяйственной пристройки. Теперь это вдвойне удивительное место, где фантастический по красоте дом стоит среди ландшафта, все более приближающегося к дикой природе - поля, перелески, заросли иван-чая.
Через витражные окна эркеров можно наблюдать за безжалостным наступлением природы и времени на покинутую деревню. Изба Лукича, председателя Погореловского колхоза, крепкая еще несколько лет назад, рухнула этой зимой. Через проем, образовавшийся на месте крыши, теперь видна часовня, построенная на деньги Поляшова.
Давайте обойдем дом и прогуляемся по нему:
Эркер рядом с кухней. В витраже Толин друг нарисовал Макария Унженского - покровителя Погорелово. День его памяти, 7 августа - престольный праздник Погорелово. Хотя деревня давно уже вымерла, окрестные жители все еще помнят о празднике - в этом году нас поздравляли. думаю, только особым вмешательством Макария можно объяснить то, что дом хранился все эти годы. Бабочки очень любят витраж со святым угодником, защищающим от змей, мора, и пожаров. Вообще дом кишит живностью - с хозяйственной стороны гнездятся ласточки, на чердаке живут поколения голубей, в подвале - мыши.
Да и сам дом - живой. Потрескавшаяся от времени краска похожа на морщинистую кожу старика. Старика с лукавым характером, который то гулко кашляет, то скрипит половицами, то барабанит по крыше. Обойдя первый этаж, поднимемся по парадной лестнице в горний мир спален и гостиных.
Терраса-балкон, образовавшаяся в результате обвала хозяйственной пристройки. Отсюда Анатолий не первый год наблюдает за наступлением небытия на деревню...
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Вообще то в Костромской области в 550 км от Москвы на северо-восток, неподалеку от города Чухлома находятся 2 замечательных терема, запрятанных между лесами и заброшенными деревнями. ТЕРЕМ 1. Поляшовский дом, о котором говорилось выше.
ТЕРЕМ 2 Не менее чем более, пожалуй, красивее внешне Поляшовского терема.
Но вот если зайти и глянуть вовнутрь терема...
Очень хочется верить, что Судьба приведёт к этому Русскому Терему человека, подобного Анатолию Жигалову. Не обязательно концептуалиста, но художника и творца...
*** Прикрепления: |